Следственное управление

Следственное управление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю является органом предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД России, действует в пределах своей компетенции и реализует исполнение уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на территории Приморского края
 

Задачи

  • обеспечение в пределах своих полномочий исполнения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;
  • организация расследования преступлений непосредственно следователями следственного управления;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в целях всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации;
  • осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности и разумных сроков при расследовании преступлений.

Положение о следственном управлении

I. Общие положения

  1. Следственное управление является органом предварительного следствия в системе МВД России, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД России, действует в пределах своей компетенции и реализует исполнение уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на территории Приморского края.
  2. Правовую основу деятельности следственного управления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, правовые акты УМВД России по Приморскому краю, настоящее Положение.
  3. Деятельность следственного управления осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
  4. Штатная численность следственного управления и подчиненных ему органов предварительного следствия утверждается в установленном порядке.
  5. Деятельность следственного управления осуществляется по предметно-зональному принципу, организуется на основе специализации его подразделений, планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих служебных обязанностей и поручений руководства.
  6. Порядок взаимодействия следственного управления с органами прокуратуры и суда, а также с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, устанавливается законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
  7. Следственное управление имеет печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием и необходимые для осуществления для своей деятельности печати, штампы, бланки и другие реквизиты.
  8. Организация делопроизводства и режима секретности в следственном управлении осуществляется в установленном порядке.

II. Основные функции и полномочия

9. Основными функциями следственного управления являются:

9.1.    Непосредственное расследование преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), а также представляющих особую сложность или имеющих большой общественный резонанс либо носящих межрегиональный или международный характер.

9.2.    Контроль за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, оказание им практической и методической помощи, проверка организации их работы, разработка и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков.

9.3.    Осуществление процессуального контроля за производством предварительного следствия, соблюдением законности и разумных сроков, оказание помощи в расследовании наиболее сложных уголовных дел.

9.4.    Обеспечение взаимодействия следователей следственного управления с органами прокуратуры и суда, а также с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание.

9.5.    В пределах своей компетенции на основе международных договоров и соглашений подготовка и направление в установленном порядке международных следственных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам и исполнение поступивших поручений.

9.6.    Обобщение и анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.

9.7.    Организация деятельности органов предварительного следствия по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями.

9.8.    Разработка и реализация мер по улучшению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан на основе анализа статистической и иной информации о результатах деятельности органов предварительного следствия.

9.9.    Сбор, обобщение, изучение и анализ правоприменительной практики органов предварительного следствия, разработка и внесение в Следственный департамент МВД России предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов.

9.10. Контроль за использованием в органах предварительного следствия криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также сохранностью вещественных доказательств и изымаемых при расследовании предметов и ценностей.

9.11. Рассмотрение и принятие мер в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлениям и требованиям прокуроров, постановлениям и определениям судов.

9.12. Организация приема граждан, своевременное и полное рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

9.13. Участие в установленном порядке в формировании информационных систем, баз (банков) данных в установленной сфере деятельности, своевременное внесение в них сведений.

9.14. Составление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах следственной работы.

9.15. Обобщение и внедрение в практику положительного опыта расследования, организации оперативно-служебной деятельности и использования технических средств.

10. Следственное управление для осуществления своих функций имеет право:

10.1. Принимать участие в установленном порядке в планировании мероприятий УМВД России по Приморскому краю, направленных на улучшение качества организации деятельности по раскрытию преступлений и взаимодействию в этих целях с соответствующими подразделениями территориальных органов МВД России.

10.2. Проводить совещания, семинары по вопросам деятельности следственного управления, органов предварительного следствия, осуществлять подготовку информационных материалов.

10.3. Запрашивать и получать от подразделений органов внутренних дел Российской Федерации документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, связанным с его деятельностью.

10.4. Пользоваться в установленном порядке базами (банками) данных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

10.5. Взаимодействовать по вопросам деятельности следственного управления с подразделениями территориальных органов МВД России, соответствующими подразделениями органов государственной власти Приморского края и местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации.

10.6. Осуществлять иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

11. На следственное управление не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, за исключением случаев, определенных нормативными правовыми актами МВД России.

III. Организация и обеспечение деятельности

12. Следственное управление возглавляет заместитель начальника УМВД России по Приморскому краю – начальник следственного управления, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке.

13. Начальник СУ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

14. Начальник СУ, помимо полномочий, предоставленных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации:

14.1. Осуществляет руководство следственным управлением и подчиненными органами предварительного следствия на основе единоначалия и несет персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на следственное управление задач и функций, реализацию предоставленных прав.

14.2. Представляет следственное управление в органах государственной власти Приморского края, местного самоуправления, других ведомствах, учреждениях и организациях.

14.3. В установленном порядке планирует работу следственного управления, распределяет служебные обязанности между своими заместителями.

14.4. Организует взаимодействие следователей следственного управления с органами прокуратуры и суда, а также с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание.

14.5. Проверяет и оценивает деятельность подчиненных следственных подразделений, органов предварительного следствия, их руководителей и следователей, в установленном порядке запрашивает сведения и материалы, заслушивает отчеты их руководителей.

14.6. Пресекает факты вмешательства лиц, не имеющих установленных законом соответствующих полномочий, в процессуальную деятельность следователей.

14.7. В пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, дает указания.

14.8. Обеспечивает своевременное предоставление в Следственный департамент МВД России информации по уголовным делам в объёме и в порядке, определяемым Следственным департаментом МВД России.

14.9. Внедряет в практику деятельности органов предварительного следствия положительный опыт расследования преступлений, использования технических средств и научных методов расследования.

14.10.     В установленном порядке взаимодействует со средствами массовой информации в целях объективного освещения проблем предварительного следствия, результатов расследования конкретных уголовных дел.

14.11.     Организует и обеспечивает в пределах своей компетенции подбор, расстановку, перемещение, подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке вносит предложения о направлении сотрудников на обучение по дополнительным профессиональным программам, а также организует в установленном порядке аттестацию сотрудников, представляет их к присвоению специальных званий.

14.12.     Назначает на должность, перемещает, освобождает от должности и увольняет сотрудников и работников следственного управления, сотрудников подчиненных органов предварительного следствия в установленном порядке.

14.13.     С учетом оперативной обстановки, нагрузки и других обстоятельств вносит начальнику УМВД России по Приморскому краю при необходимости предложения по перераспределению штатной численности следственного управления и подчиненных органов предварительного следствия.

14.14.     Обеспечивает соблюдение сотрудниками требований законодательства о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

14.15.      Организует рассмотрение представлений и требований прокуроров, постановлений и определений судов.

14.16.     В пределах предоставленных полномочий в установленном порядке назначает проведение служебных проверок (проверок), по результатам которых может налагать дисциплинарные взыскания.

14.17.     По поручению организует в установленном порядке проведение служебных проверок (проверок), по результатам которых может вносить предложения о привлечении сотрудников и работников следственного управления к дисциплинарной ответственности (ответственности).

14.18.     В пределах предоставленных полномочий в установленном порядке поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников и работников, вносит предложения о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий на федеральных государственных гражданских служащих.

14.19.     Предоставляет отпуска сотрудникам и работникам следственного управления, в пределах компетенции сотрудникам подчинённых органов предварительного следствия.

14.20.     Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет персональную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально- психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в подразделении, эффективность профилактической и воспитательной работы с личным составом.

14.21.     Организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

14.22.     Представляет надзирающему прокурору в установленные сроки статистическую отчетность о результатах следственной работы.

14.23.     Непосредственно участвует в решении вопросов правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников следственного управления.

14.24.     Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

15. В период временного отсутствия начальника СУ исполнение его обязанностей в установленном порядке возлагается на одного из заместителей.

16. Об уходе в отпуск начальник СУ заблаговременно информирует заместителя Министра – начальника Следственного департамента МВД России, а в его отсутствие – первого заместителя начальника Следственного департамента МВД России или лицо, исполняющее его обязанности.

Cтруктура

  • организационно-зональный отдел;
  •  информационно-аналитический отдел;
  • контрольно-методический отдел;
  • отделение по работе с личным составом;
  • группа администрирования информационных систем;
  • следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности;
  • отдел по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики и коррупции следственной части;
  • отделение по расследованию организованной преступной деятельности в сфере оборонно-промышленного комплекса отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики и коррупции следственной части;
  • отдел по расследованию бандитизма и организованной преступной деятельности против собственности следственной части;
  • отделение по расследованию преступлений, связанных с преступными посягательствами на автотранспорт, отдела по расследованию бандитизма и организованной преступной деятельности против собственности следственной части;
  • отдел по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия и против личности следственной части;
  • канцелярия.

История

В царской России следователи состояли при судах и действовали под надзором прокуроров. В первые годы после образования советского государства функция расследования общеуголовных преступлений была возложена на специальные следственные комиссии, состоявшие при судах и трибуналах, а также Всероссийскую Чрезвычайную комиссию и органы милиции. К компетенции милиции относилось расследование дел, переданных им народными судами или следственными комиссиями. Для этого в аппаратах уголовного розыска вводились должности следователей.

В своем дальнейшем развитии органы расследования претерпели ряд серьезных преобразований. Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат сосредотачивался в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. На следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам преступлений, на органы дознания – по 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. Важнейшее решение было принято 20 октября 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР: прокурорам предоставлялось право поручать милиции расследование любого преступления. Для обеспечения этой деятельности в 40-50 годах в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые 25 декабря 1958 года Основы уголовного судопроизводства Союза ССР наделяли правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был снова ликвидирован.

Вместе с тем практика показала, что из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. Введение его в действие с 1 июля 1963 года положило начало официальной деятельности нынешнего следственного аппарата МВД СССР. Следователи МВД впитали ценный опыт своих предшественников – следователей прокуратуры, часть которых влилась в наш следственный аппарат. Лучшие традиции этих кадров не только сохранены, но и преумножены.

В дальнейшем в уголовно-процессуальное законодательство неоднократно вносились изменения и дополнения, направленные на расширение подследственности следователей МВД. В 1965 году в их компетенцию передано предварительное следствие по делам о хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, а в 1978 году – о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Жизнь подтвердила обоснованность этих решений. Следственные подразделения органов внутренних дел сумели обеспечить достаточно квалифицированное расследование значительно возросшего объема уголовных дел, не допустив при этом ухудшения показателей соблюдения законности. Не случайно, законодатель, последовательно расширяет компетенцию следователей доверяя им расследование свыше 95 % всех преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия является обязательным.

Можно утверждать, что по своей роли в борьбе с преступностью, укреплению законности и правопорядка следственный аппарат органов внутренних дел занимает важное место. За сорок лет он сформировался и окреп организационно, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы его работы.
Следственный аппарат органов внутренних дел Российской Федерации в течение последнего десятилетия в своем развитии условно прошел три этапа: первый – с 1989 по 1993 годы, второй – с 1994 по 1997 годы и третий – с 1989 года по настоящее время.

Анализируя эффективность мер, принятых на первом этапе, который характеризовался значительным ростом числа зарегистрированных преступлений, следует отметить, что расследование основной их массы «легло» на следственные подразделения органов внутренних дел. В результате нагрузка на одну штатную единицу следователя по находящимся в производстве делам значительно возросла, в связи с этим было принято решение об увеличении в указанный период штатной численности следователей на 29 тысяч единиц.

В связи с утверждением 23.12.1992 года Положения о службе в органах внутренних дел сотрудникам следствия были установлены специальные звания юстиции. Это наряду с созданием в структуре Министерства Следственного комитета с выведением следственных аппаратов из подчинения других подразделений МВД создало необходимые гарантии защищенности следствия от неправомерного вмешательства в его деятельность лиц, не уполномоченных на то Законом.

В период второго этапа были учтены имеющиеся недостатки и предприняты дополнительные усилия, направленные в первую очередь на улучшение организации расследования и раскрытия преступлений.

В целях активизации выявления и расследования преступлений, совершенных организованными группами, а также в сфере экономической деятельности государства, при Следственном комитете МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации организованы управления (отделы) по расследованию организованной преступной деятельности.

Наиболее эффективным оказался третий этап реформирования органов предварительного следствия, в течение которого приняты и продолжают осуществляться наиболее кардинальные меры, которые способны существенно приблизить следственный аппарат МВД России к концептуальной модели централизованного федерального следственного органа.

Изданием Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 года № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ» впервые был установлен нормативно-правовой статус органов предварительного следствия в системе Министерства во главе со следственным комитетом при МВД России. Осуществлены значительные организационно-штатные мероприятия, направленные на совершенствование деятельности органов предварительного следствия, повышения их статуса и роли.

В соответствии с приказом МВД России от 4 января 1999 года № 1 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 года № 1422», следственные управления были выведены из структуры аппаратов управления МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и территориальных органов внутренних дел и образованы в качестве органов предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и территориальных органов внутренних дел.

Контакты

Адрес: 690002, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мельниковская, д.103.
Контактные телефоны: 8 (423) 221-43-24, факс: 8 (423) 221-45-75

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России