Приморский край
<< >>
Телефоны Приёмной/Дежурной части
Загруженность подразделения, оказывающего государственные услуги
Минимальная
Средняя
Высокая

Отдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних

Задачи:

  • анализ и прогнозирование состояние общественного порядка, структуры и динамики правонарушений по месту жительства граждан, разработка на их основе мер по укреплению правопорядка;
  • анализ состояния, структуры и динамики правонарушений несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей на территориях и объектах, обслуживаемых УМВД России по Приморскому краю, а также эффективность принимаемых мер по их предупреждению и пресечению;
  • разработка, подготовка и проведение комплексных мероприятий по предупреждению преступлений и профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних, а также при их участии, обеспечение при этом взаимодействия с иными службами и подразделениями УМВД России по Приморскому краю;
  • организация деятельности по профилактике преступлений и административных правонарушений, подразделениями участковых
    уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов, со стороны лиц, ранее судимых;
  • организация деятельности по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • принятие в пределах своей компетенции мер по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  • разработка, подготовка и проведение комплексных мероприятий по предупреждению преступлений и профилактике правонарушений, в том числе в отношении несовершеннолетних, а также при их участии, со стороны лиц, ранее судимых, обеспечение при этом взаимодействия с иными службами и подразделениями УМВД России по Приморскому краю;
  • рассмотрение обращений граждан, сообщений государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций по вопросам, относящимся к компетенции участковых уполномоченных полиции, инспекторского состава подразделений по делам несовершеннолетних, а также инспекторов по осуществлению административного надзора;
  • изучение, обобщение и внедрение в практику деятельности территориальных органов передового отечественного и зарубежного опыта работы по предупреждению преступлений и правонарушений.

Структура:

  • отделение организации деятельности участковых уполномоченных полиции;
  • отделение организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних;
  • отделение организации и осуществления административного надзора.

История:

История становления службы участковых уполномоченных полиции

На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового уполномоченного были – квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, старший милиционер, участковый надзиратель, участковый инспектор. В крупных городах с момента создания Министерства внутренних дел функции участкового уполномоченного выполнял квартальный надзиратель, который наблюдал за внешним порядком, освещением улиц и дворов, своевременным открытием и закрытием торговых заведений в пределах городского квартала.

После принятия 25 декабря 1862 года «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губернии» для непосредственной охраны общественного порядка на местах образовались новые полицейские органы и учреждались новые должности. Крупные города делились на отдельные участки, вверенные особым участковым приставам; участки в свою очередь делились на 2-3 околотка, при этом в каждом околотке на службе состояли два околоточных надзирателя.

На должность околоточного надзирателя назначались лица, достигшие 25 лет, обладающие здоровым телосложением, имеющие соответствующее образование, право на льготы второго разряда по воинской повинности или же приобретенную на государственной службе опытность.

Обязанности околоточных надзирателей указывались в специальной инструкции, согласно которой, околоточный надзиратель должен был твердо усвоить свои обязанности и четко исполнять их. Он обязан был днем и ночью, как можно чаще, обходить вверенный ему околоток для охраны общественной тишины и порядка, принимать предписанные законом меры к прекращению нарушения таковых. Ему предписывалось предупреждать убийства, разбои, грабежи, кражи и другие преступления против личной безопасности обывателей.

Околоточный надзиратель был обязан «не останавливаясь на общем знакомстве с населением околотка, стараться ближайшим образом узнать его жителей, чтобы иметь всегда готовыми те сведения, касательно обывателей околотка, которые необходимы для успешного производства розысков», «он не должен был оставлять без внимания ни одного случая, а, напротив, на все обращать внимание, за всеми следить и все события запоминать и использовать все сведения при необходимости».

Для достижения надлежащего успеха в охране общественного порядка Инструкция обязывала околоточных надзирателей взаимодействовать друг с другом, ибо «При полной солидарности всегда скорее и легче обнаруживаются преступления и разыскиваются преступники».

9 июля 1878 года в штаты уездных полицейских управлений для выполнения полицейских функций по обеспечению общественного порядка в уездах и волостях, была введена должность полицейского урядника.

Согласно инструкции от 19 июля 1878 года, урядник должен был проживать в своих участках и без разрешения станового пристава не имел права отлучаться из них. Для успешного исполнения своих обязанностей, урядник обязан был тщательно изучать местность, входящую в данный участок, знать расположение сел, поселков, отдельных домов, ознакомиться с местами, где могут укрываться злоумышленные люди, скрывать и сбывать имущество, добытое преступлением. В пределах своего участка урядник выполнял многофункциональные обязанности, он занимался предупреждением и пресечением преступлений, составлением протоколов при обнаружении правонарушений, а так же он был обязан пресекать все действия, направленные против правительства, к подрыву доброй нравственности и прав собственности. На него были возложены такие обязанности, как соблюдение правил против пожара, принятие мер против наводнения, наблюдение за исполнением народного здоровья, за исправное состояние дорог, мостов, телеграфных столбов и другие меры, носящие профилактический характер.
Нетрудно заметить, что обязанности и права околоточного надзирателя и урядника, содержание выполняемых ими функций во многом напоминает те, которые в настоящее время характерны для участковых уполномоченных милиции.

Институт околоточных надзирателей и урядников существовал до 1917 года. Несмотря на многочисленные нарекания в их адрес и не всегда эффективную работу, этот институт являлся большим шагом вперед в организации полицейской деятельности.

В 1918-1920 гг. вместо указанных категорий полицейских работников были введены должности старших милиционеров и волостных милиционеров.

Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР 17 ноября 1923 года была утверждена Инструкция участковому надзирателю. Этот нормативный правовой документ положил начало формированию института участковых в российской милиции. Поэтому дата 17 ноября в соответствии с Приказом МВД России от 6 сентября 2002 г. № 868 «Об объявлении дня участковых уполномоченных милиции» считается датой начала формирования в органах внутренних дел института участковых уполномоченных милиции, и Днем участковых уполномоченных милиции.

До 1974 года участковые инспектора входили в состав службы охраны общественного порядка (именовавшейся в то время наружной службой милиции). В 1974г. они были введены во вновь созданную службу профилактики, являющуюся в свою очередь составной частью подразделений уголовного розыска.

В 1983 году служба профилактики была упразднена, а участковые инспектора выведены из подчинения аппарата уголовного розыска. В 1986 году участковые инспектора были вновь введены в состав службы охраны общественного порядка, что объективно обосновано характером возложенных на участковых инспекторов обязанностей.

С принятием в 1993 году Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» участковые инспектора введены в ее состав.

Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2000 года № 163 ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 36 Закона РФ «О милиции» понятие «участковый инспектор милиции» было заменено на «участковый уполномоченный милиции».

Участковые уполномоченные на всех этапах развития этой службы являются главным связующим звеном милиции с населением, гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств по месту жительства. Участковый уполномоченный полиции в нынешнее время, это представитель полиции общественной безопасности, выполняющий возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел.
Сегодня служба участковых уполномоченных полиции – это обновленная, претерпевшая серьезную реорганизацию система подразделений в составе органов внутренних дел, со своими, еще не до конца решенными проблемами и широкими перспективами. В соответствии с требованиями МВД России и в целях обеспечения эффективной оперативно-служебной деятельности всех правоохранительных органов, предусмотрено повысить роль участкового уполномоченного поилиции в борьбе с преступностью.

Участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел.

Участковый уполномоченный входит в состав подразделений полиции по охране общественного порядка, состоит на должностях среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, в пределах своей компетенции выполняет обязанности и пользуется правами, предусмотренными Законом Российской Федерации «О полиции».

Исторический обзор становления системы профилактической работы правоохранительных органов с несовершеннолетними.

Первые упоминания об уголовной ответственности несовершеннолетних в отечественной истории относятся к новоуказным статьям 1669г., де сказано: «чаще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти». Данный возраст здесь указан неслучайно, т.к. именно с 7 лет ребенок допускался к таинству исповеди и за ним признавалась свобода воли.

Воинский устав Петра Великого практически освобождает малолетних от наказания за воровство, перекладывая его на родителей: «дабы заранее его от сего отучить, может от родителей своих лозами наказан быть».

Следующая веха- указание Сената с президентами коллегий от 1742г. Этот документ устанавливал возрастной ценз малолетства до 17 лет и запрещал подвергать малолетних тем же наказаниям, что и взрослых. Малолетних нельзя было подвергать смертной казни, пытке и кнуту, все это заменялось сечением плетьми и отдачей в монастырь на трудовое перевоспитание. По истечении срока отработки наказуемый возвращался домой.

Но уже в Указе Екатерины 11 от 26 июня 1765г. устанавливается полная невменяемость до 10 лет. С 10 до 17 лет допускается смягчение наказаний. Особо серьезные случаи, влекущие за собой наказание смертной казнью или сечением кнутом, следовало передавать на рассмотрение в Сенат. Отдельно рассматривались случаи для нарушителей от 10 до 15 и от 15 до 17 лет.

Один из следующих важных этапов работы с несовершеннолетними правонарушителями в дореволюционной России – Закон от 1864г., по которому в России были созданы специальные комиссии для детей- правонарушителей. В ст.6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, вводился особый институт исправительных заведений для не достигших 17 лет, а для детей от 14 до 16 лет создавался новый тип учреждений - исправительные приюты.

С середины 1860-х гг. в России начинают создаваться 2 вида воспитательно-исправительных заведений (ВИЗ). Сельскохозяйственные называют исправительными колониями, а городские, обучающие ремеслам,- исправительными приютами.

27 января 1868г. был открыт Московский исправительный приют. Сегодня здесь находится Икшанская исправительная колония. В 1870г. начинает свою работу приют, учрежденный Санкт-Петербургским обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов. Деятельность этих двух заведений оказала большое влияние на развитие в России института детских исправительных заведений.

В 1910г. в России был создан суд по делам несовершеннолетних. Все воспитательно-исправительные заведения были подчинены Главному тюремному управлению. После Октябрьской власти стал декрет «О комиссиях для несовершеннолетних» (14 января 1918г.). Согласно ему, прекращали свое действие «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних до 17-летнего возраста».

В марте 1920г. Совет народных комиссаров принимает декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных преступлениях». о данному документу несовершеннолетними признаются юноши и девушки, не достигшие 18-летнего возраста.

В 1922г. был принят первый Уголовный кодекс РСФСР. Ст.18 устанавливала, что к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могут быть применены те же наказания, что и к взрослым, вплоть до смертной казни. Однако в том же году Постановлением Президиума ВЦИК от 19.06.22г. было принято примечание к ст.33 УК РСФСР, запрещающее применение расстрела к несовершеннолетним, не достигшим 18 лет.

Постановлением ВЦИК от 27 января 1921 года для организации борьбы с детской беспризорностью была образована Особая полномочная комиссия по улучшению жизни детей, которую возглавил Ф.Э.Дзержинский.

В ее состав входили представители ВЧК, ВЦСПС, Наркомпроса, Наркомздрава, женотдела ЦК партии. В борьбе с детской беспризорностью принимали активное участие работники органов милиции. Тысячи сотрудников милиции состояли в обществе «Друг детей».

22 мая 1925 года Постановлением совета Народных Комиссаров РСФСР было принято «Положение о центральной комонес» (комиссии для несовершеннолетних).

Принятый в 1928 году циркуляр НКЮ РСФСР № 34 устанавливал необходимость командирования во все КДН народных судей в качестве постоянных представителей.

Отправной точкой коренного поворота государственной политики воздействия на малолетних преступников стало Постановление ЦИК и Совнаркома СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 7 апреля 1935г. Ответственность за пять видов преступлений (кражи, телесные повреждения, преступления, связанные с применением насилия, убийства, покушения на убийства) устанавливалась теперь не с 16, а с 12 лет. Отменялась ст.8 УК РСФСР, допуская отныне применение к достигшим 12 лет не только лишения свободы, но и «высшую меру социальной защиты».

В начале 30-х годов в составе Московского уголовного розыска было создано специальное отделение по борьбе с детской преступностью. В Москве и Ленинграде создаются пункты по приему безнадзорных детей. Они явились прообразом созданных в органах внутренних дел в 1935 году комнат привода безнадзорных детей. В 1942 году Директивой НКВД СССР № 403 они преобразованы в детские комнаты милиции. В 1943 году в стране имелось 745 детских комнат, к концу войны их было более 1000.

Первые документы о деятельности детских комнат милиции в Приморском крае датированы мартом 1943 года. В своем приказе от 12 мая 1943 года начальник управления НКВД по Приморскому краю комиссар госбезопасности 3 ранга Гвишиане требует в двухнедельный срок создать 3 детские комнаты милиции: 2-в г. Владивостоке и 1-в г. Ворошилове.

25 июня 1943 года приказом начальника УНКВД Приморского края комиссара госбезопасности Закусило в соответствии с приказом НКВД СССР от №0231 от 12.У1 -1943 года при Водном отделе милиции организовывается детская комната со штатом 2-х инспекторов. Помещение для детской комнаты предоставляется руководством порта города Владивостока.

В архивах УВД по Приморскому краю сохранились сведения о первых инспекторах детских комнат милиции.

Начальником отделения уголовного розыска по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью был назначен старший лейтенант милиции Сигула Александр Анифатович. В этой должности Сигула А.А. прослужил до 1948 года.

В 40 – 50 годах работали в «детской» службе Баранников Григорий Митрофанович, Рассказов Артемий Андреевич, Мельникова Вера Григорьевна, Иванова Наталья Васильевна.

Следующий этап развития службы пришлось на 60 – 90-ые годы. В это время государство взяло курс на комплексное решение проблемы профилактики правонарушений подростков. Общественность принимает самое активное участие в решении этой проблемы, идет гуманизация законодательства в отношении несовершеннолетних, исключается уголовная ответственность несовершеннолетних, не достигших 14 летнего возраста.

Наше время можно по праву назвать периодом восстановления и развития государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Положение об отделе организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю и его структурных подразделениях

Контакты

690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 44
тел. 8 (423) 221 45 19

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России